Речь Путина на Валдайском клубе 2017 интересна в целом, но особенно интересны её отдельные мысли, за которыми скрывается явно не сформулированная идеология – необычайно актуальная в современных условиях существования человечества. В глобальном мире при достигнутом уровне научно-технического прогресса необходим специальный набор идей для мирного развития, приемлемый если не для всех, то по крайней мере для абсолютного большинства людей.
В упомянутой речи подсказка содержится в следующих претензиях президента России к «коллективному Западу»: двойные стандарты, недоговороспособность и недобросовестная конкуренция. Этому троекратному «нет» противостоит единственный антипод – максимально возможный учет интересов всех участников международных отношений и в более широком смысле – всех участников межчеловеческих отношений вообще. Другими словами, речь идет о концепции альтруизма, взятой в том или ином виде. Необходимость альтруизма в общественной жизни происходит из фундаментальной особенности вида «Homo Sapiens» – гиперсоциальности, которая означает: вне общества себе подобных индивид не становится и (или) перестает быть человеком.
На другом полюсе от альтруизма, как известно, находится эгоизм – непрестанная забота о «себе любимом». В основе эгоизма лежит главная генетическая программа человека – инстинкт самосохранения. Эгоизм и альтруизм вполне совместимы друг с другом: эгоистическое ядро содержат три из четырех моделей альтруистического поведения – лояльность, сотрудничество, волонтерство (исключение составляет только самопожертвование). Вместе с тем, конфликт интересов постоянно присутствует в межчеловеческих отношениях. Причина этого – внутривидовая конкуренция за ресурсы и влияние с присущими только человеку эксцессами (геноцид).
Универсальным средством предупреждения и (или) разрешения конфликта интересов является концепция суверенитета – официально признаваемого права любого субъекта межчеловеческих отношений самостоятельно распоряжаться собственной жизнью. В современном глобальном мире наступило время для формулировки биологически обоснованных норм социального поведения – таких, которые в дальнейшем не нуждались бы в ревизии (пересмотре). Их точная формулировка – дело времени, здесь же предлагается их общее видение:
1. отношение к себе – «самосохранение» (береги себя);
2. отношение к другим – «сосуществование» (береги других);
3. отношение в системе 1 + 2 – «необходимая самооборона» (соблюдай суверенитет).
Последняя норма в переводе на язык народной мудрости означает: в чужой монастырь со своим уставом не ходи и в свой монастырь с чужим уставом не пускай! Как и любые социальные нормы, предлагаемые выше являются только целями и одновременно ограничениями поведения. Но такими, в основе которых лежат биологические явления и свойства.С позиций предлагаемого выше видения «симметричный ответ» на нарушение суверенитета является необходимой самообороной.

Игорь Скрягин, эксперт.