Биография

Ростов на Дону

Я родился в Советском Союзе, в городе пяти морей, в Ростове на Дону, в 1964 году в семье служащих: отец был майором милиции, мать врачем. Моя мама очень хотела, что бы я стал хирургом, но я совсем не видел себя в этой роли и настоял на карьере моряка. Мама очень расстроилась но сказала: «Смотри, я хотела как лучше, но это твой выбор и твоя ответственность. Но помогу тебе как смогу, можешь на меня рассчитывать!»

Мои родители
Мои родители

В четырнадцать лет, «заболев парусом», начал заниматься парусным спортом, ходить в дальние походы на больших яхтах, участвовать в соревнованиях. Вспоминаю с уважением и благодарностью своего первого Капитана, Михаила Павловича Ганжу. Михаил Павлович не был профессиональным моряком, а занимался яхтингом как хобби, но в душе был настоящим Морским Волком умеющим все! Он построил свою собственную яхту и пригласил меня на нее юнгой. Именно с ним я испытал свою первую радость открытого моря, ветра и Свободы! До сих пор помню, как он мне сказал как-то у вечернего костра: «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на нелюбимое занятие. Хочешь быть парусным капитаном делай! И запомни, если не пустят в дверь, иди через окно. Если и там не пройти, иди через дымоход, но иди. Победителей, Сергей, не судят!»

После школы, в 1981 году, я поступил в Ростовское Мореходное Училище на отделение «судовождение». В 1984 году, окончив его, получил распределение на крупнейший и самый знаменитый парусник страны – барк «Крузенштерн» на должность штурмана, 4-го пом.капитана. Добиться этого распределения было очень непросто, пришлось лично съездить в Москву, к заместителю министра рыбного хозяйства Костецкому Г.Н., куратору учебного парусного флота СССР. В результате, распределение у меня было по персональным, по распоряжению из Министерства.

 

Барк «Крузенштерн»

В 20 лет я ступил на мостик этого легендарного парусника четвертым помощником капитана, где очень скоро осознал, что человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят, чтобы научиться держать язык за зубами… Меня встретили с опаской, как министерского продвиженца и создали «прекрасные» условия для работы. Школа Жизни была замечательная и в прямом, и в переносном смысле!

4-й пом.капитана УПС «Крузенштерн». 1984 г.
4-й пом.капитана УПС «Крузенштерн». 1984 г.

В мои обязанности четвертого помощника на борту «Крузенштерна» входило ведение судовой документации и ходовая вахта вместе со старшим помощником капитана. Кроме того, я был командиром бизань-мачты и участвовал в парусных авралах по постановке и уборке парусов. Работы было столько, что спать удавалось урывками по 3-4 часа. Но это была любимая работа, в радость! Ходили мы по Балтийскому морю, спускались в Атлантику, совершали переходы вокруг Европы в Черное море.

Работая в объединении «Эстрыбпром» штурманом на «Крузенштерне», я также работал в Парусном Центре Пирита яхтенным капитаном. Ходили мы на крейсерских яхтах, обучали курсантов, участвовали в международных соревнованиях «Операция Парус». В общем делали ту же работу, что и на Крузенштерне, только на яхтах. В то время мы были первыми яхтсменами, кто получал за это зарплату. В это замечательное время нас было всего двое на всю страну: Сергей Шишков, старший помощник капитана с «Крузенштерна» и я.

УПС «Крузенштерн»
УПС «Крузенштерн»

В 1989 году я женился. В 1990 родилась дочь Александра. Жили мы не богато, но счастливо. Я уж точно был счастлив, любимая работа, любимая жена, ребенок, молодость. Казалось, что весь Мир у моих ног! Но... С началом развала Советского Союза и парада независимости прибалтийских государств закончилась и моя работа в объединении «Эстрыбпром». С грустью пришлось попрощаться с «Крузенштерном», его срочно перегнали в Калининград. Работу на барке я закончил вторым помощником капитана в 1991 году. В этом же году я окончил Калининградское Высшее Инженерное Мореходное Училище, сегодня БГАРФ, заочное отделение «судовождение на морских путях».

 

Эстония-Великобритания

После выхода Эстонии из состава СССР я остался в Эстонии. Наступило время работы на себя, в собственной компании «Morozovs Sailing Serviсes». Моя компания обслуживала и продавала яхты и катера. Их только начинали покупать в России, в Эстонии, рынок был пуст. Славное было время, интересное. Продавать приходилось не только яхты и катера. Порой поступали заказы и на крупнотоннажные суда. Было, где купить и было, кому продать.

Эстония, Tаллинн, моя яхта Сarter 30’ Porgy. 1996 г.
Эстония, Tаллинн, моя яхта Сarter 30’ Porgy. 1996 г.

В 1999 году я развелся. Именно тогда я понял глубину мудрости Эрих Марии Ремарка, озвученную в романе «Триумфальная арка»: «Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь, и наверняка потеряешь ее». Развод я пережил очень тяжело. К счастью, дочь меня полностью поддержала и мы вместе с ней уехали в Англию, где счастливо прожили четыре года.

В 2003 году, купив яхту Westerly Longbow 32, мы с дочкой ушли из Англии в Канаду, по маршруту: Саутхемптон, Англия Ля Коруна, Испания Фуншал, Мадейра Санта Круз де Тенерифе, Канарские острова Сэйнт Джорджес, Бермудские острова Халифакс, Канада.

Саутхемптон, Англия. За пять минут до выхода. С дочерью. 2003 г.
Саутхемптон, Англия. За пять минут до выхода. С дочерью. 2003 г.

Шли по одной карте Северная часть Атлантического океана. Шли вручную, по старенькому ручному GPS, без холодильников, солнечных панелей, авторулевого или селфстиринга. Но самое забавное было в том, что мы шли без документов. Эстонские удостоверения иностранцев, проживающих на территории Эстонии, уже были просрочены. Английские документы мы еще не получили. Но ехать надо было, потому что в любой момент бывшая жена могла насильно отобрать дочь, чего очень не хотела ни Александра, ни я. Потому я шел по паспорту моряка Советского Союза. Можете себе представить выражение лиц таможенников и пограничников в странах, куда мы были вынуждены зайти! Жаль, я их не фотографировал! Было нелегко. Сашке было всего тринадцать лет, но мы дошли и это плавание до сих пор называем – Пять тысяч миль Счастья!

 

Канада, Халифакс

Пока дочь не подросла, я работал на берегу, ремонтировал яхты, перегонял по водам Канады. Частенько мы гоняли лодки с Александрой. Дочери морская наука давалась легко, находясь рядом, она всё более набиралась опыта.

Канада. Я с дочерью Александрой. 2009 г.
Канада. Я с дочерью Александрой. 2009 г.

О наиболее интересных плаваниях я писал в популярном журнале «Катера и Яхты». Так в «КиЯ» 5 (209) 2007 в фельетоне: «Через Атлантику или осторожно, Судовладелец» я рассказал о перегоне яхты Morgan 50’ из Форт Лодердейла, Флорида, США до Азорского Архипелага, Португалия. Забавное получилось плаванье, но интересное! (http://katera.ru/files/magazines/209/146-149.pdf). Прошел весь Индийский от берегов Коломбо, Шриланка до Кейптауна, ЮАР. Тогда же впервые обошел мыс Доброй Надежды. В 2006 посчастливилось принять участие в качестве первого палубного офицера в перегоне двухмачтовой топсельной американской шхуны «Amistad» ( https://www.youtube.com/watch?v=phVA5GD8Aa8 ) из Халифакса, Канада в США.

 

Первая кругосветка

С 2009 года начал подготовку к своему Весельному Проекту Новому Мировому Рекорду.

Купив яхту Hikari, C&C 35’ за $1000, собственными руками отремонтировал ее и подготовил к длительному автономному плаванию. С помощью читателей блога, единомышленников и родственников купил и установил недостающее оборудование: селфстиринг, ветрогенератор, солнечную панель, УКВ-радио. Чтобы лучше познакомиться с маршрутом и условиями плавания масштабной, беспрецедентной кругосветки на весельной лодке, 5 декабря 2011 года я стартовал свою одиночную парусную кругосветку. Как говорится: «Иногда решительный шаг вперед – это результат хорошего пинка сзади!», так как стартовал я из Халифакса всего с $40 в кармане.

Гранд Багама, экипаж яхты Hikari. 2012 г.
Гранд Багама, экипаж яхты
Hikari. 2012 г.

Проблемы начались сразу после старта. Еще не успел я выйти из залива Халифакса как отказал двигатель. В штормовой, зимней северной Атлантике перестал работать новый, только что поставленный селфстиринг Cape Horn. Его дизайн никак не был рассчитан на зимние шторма и ветра силой 40-70 узлов. В 11-балльный шторм, при скорости ветра более 60 узлов, не выдержали и начали рваться по швам старые паруса, хотя я нес их минимум. Капроновые нити, увы, прогнили от долгого хранения парусов в сырой лодке. Неоднократные ходовые испытания до выхода этой проблемы не выявили.

Бермуды, Карибы, Панамский канал, Тихий океан, Галапагосские острова… Полгода пролетели незаметно среди разных стран, новых знакомств и друзей. Серьезные поломки на Нуку-Хива, Маркизские острова, заставили нас отклониться от курса и зайти на Гавайи, где полностью отремонтировавшись, мы снова вернулись на линию нашего маршрута на Западные Самоа. Торресов пролив – один из самых коварных проливов на планете. Все дно пролива усеяно обломками погибших кораблей. Сильнейшим встречным юго-западным ветром чуть не выкинуло на один из многочисленных островов, но все обошлось...

Карта маршрута кругосветки на яхте Hikari. 2011 – 2014 гг.
Карта маршрута кругосветки на яхте Hikari. 2011
2014 гг.

На Мадагаскаре нас чуть не кинули в костер, на котором сожгли живьем двух европейцев. У берегов Южной Африки в Мозамбикском проливе шквалом оторвало перо руля, лодку начало уносить в открытый океан. Но мне удалось вернуть управление лодкой и через несколько дней ошвартоваться в порту Ричардс Бэй, ЮАР. Там пришлось задержаться на 3 месяца, пока мы делали новое перо руля. Потом снова мыс Доброй Надежды со своим непростым норовом и сильнейшими юго-западными штормами, остров Св.Елены, Карибы… Но 21 мая 2014 года мы благополучно ошвартовались в порту Халифакс завершив свое кругосветное плавание, откуда мы его начали в декабре 2011 года.


Халифакс, Канада.
Финиш кругосветки 21 мая 2014 г. Встреча с дочерью Александрой.

В кругосветке меня постоянно сопровождала моя кошка – Цыля. На Багамах мы усыновили рыжего, трехлапого кота Али а у берегов Америки, возле Майами Цыля родила своего первенца – Майами! Весь Тихий и Индийский океаны мы прошли вчетвером – я и мой кошачий экипаж. На Маврикии, в Порт-Луи, спасая от своры собак Цылю и Майами, геройски погиб наш любимец Али, так что к финишу мы пришли втроем.

Самый верный и преданный член экипажа, - Цыля Флоридовна Махи Махи.
Самый верный и преданный член экипажа, - Цыля Флоридовна Махи Махи.

«Все что нас не убивает, делает нас сильнее», писал Фридрих Ницше. Кругосветка не была легкой прогулкой. Приходилось бороться и со стихией и с людской подлостью. Работать над собой, эксплуатировать организм и технику на пределе их возможностей. Но результатом своей кругосветки я доволен. Посмотрел вблизи, как работают ветра и течения по всему маршруту моего Весельного Проекта. И теперь у меня сомнения нет, что я точно смогу это сделать!

 

Весельная кругосветка

Завершив парусную кругосветку и немного отдохнув, мы вернулись на нашей яхте Hikari на Карибы, в Порт оф Спэйн, Тринидад, где яхту продал и я начал работу капитаном на 34-метровой яхте «Obsession II». Полгода ремонта на Тринидаде и новый переход через Тихий океан – на остров Бали, Индонезия. Но главное, мы снова прошли один из самых сложных этапов предполагаемой весельной кругосветки Карибское море, Панамский Канал и весь Тихий океан с Торресовым Проливом!

Тринидад, Порт оф Спейн. Яхта Obsession II. 2015 г.
Тринидад, Порт оф Спейн. Яхта
Obsession II. 2015 г.

В августе 2015 года я вернулся в Канаду, где приступил к проектированию лодки для Вёсельного Проекта. Сейчас мы ее считаем, рисуем, проектируем.

Весь 2019 год трудился над написанием давно задуманной книги. В марте 2020 в рамках Международной выставки Moscow Boat Show на стенде Национальной Ассоциации Шкиперов была представлена моя книга "Когда кричит горизонт", в которой я постарался в увлекательной форме рассказать о своей жизни, посвященной реализации юношеской мечты о парусе и океане, поделился личным капитанским опытом нескольких экспедиций, включая одиночное кругосветное плавание, сопровождая повествование полезной, а порой и уникальной, практической информацией. Книга щедро иллюстрирована и содержит уроки морского дела. Предназначена для широкого круга читателей всех, кто любит море, плавания и приключения. Эта книга будет полезна и тем, для кого океан уже стал родной стихией, и тем, кто пока ещё только мечтает о морских походах или же планирует свой первый выход в море.

Книга поможет найти единомышленников
Думаю, и книга поможет найти единомышленников для Нового Мирового Рекорда –
одиночного кругосветного плавания на вёсельной лодке, к реализации которого я полностью готов!

Если вам интересно, чем все это закончится, следите за развитием событий в моём YouTube Канале и на страницах в основных социальных сетях: Фэйсбук, ВКонтакте, Твиттер, Живой Журнал, Одноклассники и других. Я не сомневаюсь, что это будет интереснейшее действо всей моей Жизни! Я не привык отказываться от задуманного, а трудности лишь убеждают меня в том, что я иду верной дорогой.

Ведь как вы помните: Ничто не имеет значения, кроме того, что ты задумал!

 

Так же рекомендуем прочитать материал на сайте bloknot-rostov.ru